Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче:
В наши дни достаточно сильно распространено скептическое отношение к реинкарнации или перерождению.
Так сильно, что новоявленные буддисты часто задаются вопросом, действительно ли они переродятся после смерти.
Каждый день мы считаем само собой разумеющимся, что наступит завтра, но в реальности, мы делаем очень грубое предположение - тот вид предположения, который философы определяют, как «навязанная проекция». Однако, только потому, что это предположение, то оно совсем не означает, что завтра не существует. То же самое относится ко всему существующему в относительном мире. Все существует потому, что мы делаем предположения, в то время как, на самом деле, каждый отдельный элемент в относительном мире является иллюзией, сном. И хотя живые существа подобные вам и мне полагают, что эти иллюзии настоящие, мы, на самом деле, находимся в полном заблуждении! И пока мы продолжаем серьезно относиться к этим иллюзиям, мы не только обманываемся перерождением, но также оказываемся обмануты смертью и этим самым моментом.
Вы считаете, что в это данный момент вы читаете книгу? Если да, то вы заблуждаетесь.
Вы верите, что «вы», который читали эту книгу вчера - это тот же «вы», что читает эту книгу сегодня? Если да - то вы заблуждаетесь.
Так как все является обманом, то и вера в перерождение, и вера в то, что перерождения после смерти не существует, должны быть заблуждениями. Но, как я упоминал ранее, только потому что нечто является заблуждением, это совсем не значит, что оно не обладает силой; все заблуждения чрезвычайно сильны.
Можно ли доказать перерождение?
Доктор Ян Стивенсон из университета Вирджинии посвятил большую часть своей сорокалетней карьеры документации тысяч детей, которые заявляли, что помнят свои прошлые жизни. Доказывает ли его работа то, что перерождение на самом деле существует? Определенным образом, да. Но с точки зрения буддизма такая концепция, как перерождение, является относительной истиной, и никогда абсолютной. Буддисты могут принять тот тип исследования, которое представил доктор Стивенсон, только на относительном уровне, так как Будда, ни в коем случае, не говорил о том, что перерождение является абсолютной истиной.
Что касается меня, то моя вера в непрерывность не стала сильнее или слабее только от того, что исследователи в университете наконец-то обнаружили её силу. Перерождение является просто навязанным относительным явлением, хотя и очень могущественным. И так я его воспринимаю.
Откровенно говоря, помним ли мы о том, кем были в прошлой жизни, или нет, - неважно, - в большинстве случаев все равно особо и вспомнить не о чем.
Одна из причин, по которой буддисты готовятся к смерти и бардо, пока они всё ещё живы, - это для того, чтобы обеспечить лучшую жизнь в следующем раунде. В этом смысле «лучшая» не означает быть богаче, здоровее или красивее. «Лучшая» означает, что ты не жадный, и что ты в здравом уме, добрый, честный и восприимчивый к истине. Другими словами, «лучшая» означает «иметь возможность в следующей жизни лучше познать дхарму».
#тибетскийбуддизм